ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ! ФОРУМ ОТКРЫТ ТОЛЬКО ДЛЯ СОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ.
Чтобы зарегистрироваться, внимательно прочтите инструкцию в этой теме.
Если вы уже зарегистрированы, то получить доступ к закрытым разделам можно в этой теме.
Отправлено: 29.06.06 20:42. Заголовок: Записки о "Гарри Поттере" - и мире саги. Попытка многостороннего анализа.Сириус.Часть первая
Тема: литературоведческое исследование сериала с точки зрения юнгианской, леви-строссовской и экзистенциалистской школ философии и психоанализа, - а так же карт Таро по системе магистра оккультизма и доктора алхимии Джона Ди. Дисклеймер: Sidemoon не претендует ни на какие из используемых ею произведений. Специалисты по иным гадательным системам Таро призываются к конструктивным дискуссиям! Синопсис - в Лабиринтах вещи - не то, чем кажутся!
Итак. Хогвартс. Ключевые слова - "материнская утроба", Замок, "абсолютное убежище", "Материнский сад". Хогвартс. "Замок, не видимый чужим". Степень древности литературно-мифологических подтекстов этого образа плохо поддается описанию. Первые упоминания о мистическом Замке возникают еще в древнекельтских сагах, - впрочем, в них он выступает в четко персонифицированной роли Столицы Иного Мира. Кархеддин (Кэр- Эддин) шотландцев, Каэр Донн ирландцев, Монсальват романцев и Мунсальвеш германцев... Замок, вне всякого сомнения, постоянно, во всем северо-западном европейском мифологическом начале, выступает в роли Убежища, зачастую совмещенного с Хранилищем Мистического Артефакта (Грааль-Чаша, Грааль-Камень, Священный Котел, Священное Копье, Священное Зеркало...список можно продолжать до бесконечности). Как же совмещается Хогвартс мадам Ро со столь разветвленной образно-мистической системой? Юнгианское "убежище - материнская утроба". ЕДИНСТВЕННОЕ место, в котором над человеком не властна боль "внешнего" мира. Если принять юнгианскую идею "Хогвартс как материнская утроба для персонажей ГП", - что мы имеем в данном случае? Как ни странно, - то, что НИ ОДНОМУ из персонажей "ГП" В СТЕНАХ ХОГВАРТСА не угрожает СМЕРТЕЛЬНАЯ ОПАСНОСТЬ! "Ужасы" ПП и ОФ, трагедия КО, даже трансформация Люпина в УА, - все это происходит ЗА стенами "материнской утробы", в стенах же Замка имеют место существовать лишь юмористические или инициационные приключения героев "второго поколения". Впрочем, как раз с "инициационно-мифологической" стороны Замок (просьба заметить, что путь в него лежит НА ЛОДКАХ ЧЕРЕЗ ОЗЕРО - то есть, по Леви-Строссу, через ОТРЕЧЕНИЕ от "реальной" жизни, уход в "жизнь иную", - как раз вместилище весьма тревожных, сугубо оккультистских моментов. "Зеркало Еиналеж" в данном случае символизирует собою Священное зеркало, заглянуть в которое Инициализирующемуся Герою необходимо, дабы осознать свое "истинное я", Философский Камень - не более, чем Священный Грааль романской культуры, достижимый лишь избранным, василиск и тролль - порождения Тьмы средневекового оккультизма (особенно интересен нам василиск, мощный символ негативистской, хаотической природы в средневековой герметике). Замок в "мифологической" теории, в отличие от теории "юнгианской", вовсе не носит однозначно-положительной роли. Скорее, он символизирует собою образ искажающего привычные образы бытия Лабиринта, столь любимого и хтоническими культурами древности, и алхимико-эзотерическими учениями Средневековья. (Далеко не случаен в ФК образ Николя Фламмеля, - одного из виднейших герметиков Поздних Средних веков.) Как ни парадоксально, "негативистично" выглядит Хогвартс и с экзистенциальной точки зрения, - ибо тут уж ЛЮБОЕ замкнутое пространство представляет собой смертельную опасность для свободного становления человеческой личности (впору немедленно упомянуть Майкла и фрейдистскую теорию "садистского" влияния Дамблдора на судьбы "избранных жертв"), школа же, с ее строгой и фарисейской системой обучения, оказывает мощное торможение на извечный экзистенциальный "поиск абсолютной свободы". (Не случайны, с экзистенциалистской точки зрения, ВСЕ эпизоды, когда и Гарри, и Снейп, и Блэк, и Люпин, пусть и ценой смертельного риска, "личностно реализуются" именно ЗА ПРЕДЕЛАМИ Хогвартса. Не случайны и "квиддичные" эпизоды, в данном случае обретающие черты "контролируемого", короткого порыва к свободе, которую фрустрирующие личность правила Замка (необходимо вспомнить еще два великих экзистенциалистских текста - "Горменгаст" Мервина Пика и "Замок" Франца Кафки) НЕ В СИЛАХ отнять у претендующих на инициацию юных персонажей. Странно так же,что Ро, в принципе, всячески( даже в ущерб литературному качеству) уходящая от "мифологичности" своего текста в сторону наивного дидактизма, упускает даже явный, канонный для "школы Великого ужаса" и никак уж не подлежащий моралистическому толкованию мотив Подземелий как места, где скрывается неисчерпаемый запас ирреальных и мрачных тайн, в основном - темного, вредоносного и совершенно "аморального" порядка (от "шахматной партии" в ФК - до "явления" Тома Риддла в ТК). Впрочем, по мере взросления героев, мотив Подземелий, вполне в соответствии с законами классической "ранней готики", приобретает черты не чудовищного, но чудесного, - ведь чем дальше, тем очевиднее для "инициируемых" персонажей к страху примешивается острое ощущение провоцирующей, болезненной фантазии. (Проследим "магические" приключения Гарри в Замке от ФК до ПП - и увидим, насколько это верно)... Что же выходит у нас в итоге? Наглухо закрытое от внешнего мира пространство, искажающее привычную ткань бытия, исключающее как возможность смертельной опасности, так и возможность активного действия, - да к тому же еще и являющееся местом хранения высших мистических артефактов. Место, требующее абсолютной дисциплины во имя Высшего Знания. Как итог, - карта Таро Джона Ди "Десятка Пентаклей (Денариев)", более известная в оккультистской среде под прозвищем "Материнский Сад". Место, где исполняются ЛУЧШИЕ из наших желаний, - но лишь из желаний эзотерических. И, одновременно, - место, где наша воля и наша личность не способны оказывать влияние на ход вещей. В сумме вышеизложенного, Хогвартс предвтавляется нам, увы, именно этим запредельным и печальным Монсальватом магического мира...
Sidemoon Это так заумно, ты меня пугаешь. Я пошла за учебниками по литературоведению, чтобы позже конструктивно с тобой дискутировать. Можно поинтересоваться, такое большое количество спецтерминов на какую именно аудиторию рассчитано?
Rassda А где тут спецтермины-то?.. Просмотрела. Нашла ТРИ - "инициационный", "экзистенциалистский" и "герметический". А, нет, - еще "артефакт", вроде. По-моему, очень даже скромненько. Но, между прочим, мне очень важно твое мнение, - так что, если что непонятно, то уже без стеба - пиши. Переделаем понормальней!
Sidemoon Вот их-то я и знаю, но примеры из мировой литературы заставляют меня краснеть от стыда за свою необразованность. Я не говорю, что всё мне не знакомо, но... Списываю на свою необразованность. Это был не стёб, извини. Обратила внимание на мою личную подпись? Она на такие вот случаи недопонимания.
Sidemoon Василиска забыла :) Смертельная опасность - причем в самом сердце Хогвартса. Убитая там же Миртл. И Гарри его мочит в Хогвартских же подземельях. Квиррел - Волдеморт благополучно по школе расхаживал. Тролля в нее запустил. Так что если такой "утробный" оттенок Школа и приобретает, то только с третьей книги.
Sidemoon Не согласна с тем, что в стенах Хогвартса героем не угрожает опасность. Взять хотя бы ГПиПП. А ещё и Том Риддл убил девочку Миртл именно в стенах Хогвартса.
Мне кажется, Sidemoon имела ввиду, что опасность угрожать-то может, но это все, что ей остается=) Я сначала тоже над этим задумалась, правда, вспомнила драку с Пожирателями в ПП, но сама себе объяснила, что несмотря на эту смертельную опасность, никто тогда не погиб. Даже Дамблдор погиб вне стен замка...ээх, хотя так близко=)
Ferry Нет. Василиска я не забыла. Василиск, согласно и Юнгу, и Леви-Строссу, укладывается в "инициационную" часть приключений, - поскольку, согласно эзотерической школе Великого ужаса, относится к "пиромагической", "нижней" части алхимической культуры. "Красный Король" - и не более того... Однако насчет третьей книги - ДА. В чем-то, ты, похоже, и права... А вот насчет "персонифицированного" эпизода с Миртл, - никак не согласна! Stella-Z Вот уж - от кого ВСЕГДА ЖДУ ЧЕГО-ТО ОРИГИНАЛЬНОГО!!! Но - понимаешь, убийство Миртл, в любом случае, оказывается В ХТОНИЧЕСКОЙ части хогвартской мифологемы... Типа - "жертвоприношение девственницы". И к ИНИЦИАЦИАЦИОННОЙ части приключений героев "второго поколения" ХТОНИЧЕСКИЙ сверх-миф отношения НЕ ИМЕЕТ! |Дюймовочка| Ах, как ЧУДЕСНО вы сказали!!! Скромно - и со вкусом...
Sidemoon Как обещала, решилась на более или менее осмысленный комментарий только после многократного прочтения. Во-первых, говорящие картины на стенах. По-моему, явный признак контроля, это к
цитата:
Место, требующее абсолютной дисциплины
В литературе с картинами вообще всё плохо, насколько я в курсе (Уальд, был также фантастический рассказ, где герой ушёл в картину, а также сказка почти с тем же исходом, могу авторство повспоминать). И везде, по-моему, это либо окно в другой мир, либо сосредоточие чего-то враждебного. Во-вторых, движущиеся лестницы, по-моему, было у Эшера нечто похожее, где лестницы обрывались и никуда не вели (параллельные миры). Не стоит забывать и о привидениях, в любой мифологии - это признак гиблого места. Мне кажется, что помимо того, что у Ро Хогвартс - это замкнутое пространство со своими законами, "вещь в себе", она также подчёркивает его близость к потустороннему миру, волшебству и даже более к мистике и тёмной магии (готические романы прозвучали и без меня). Автор, ваше слово?
Упс. Ваша покорная слуга вернулась из вечно пьяного Дублина, где Сириуса Блэка почитают носителем классической кельтской традиции сидов, Снейпа же - лучшим носителем традиции - страшно сказать - ПРОТЕСТАНТСКОГО РОМАНТИЗМА!!! Н-да. Может, что-то и в ЭТОМ есть?
Rassda А вот ты говоришь вещи ДИКО интересные! Связываешь ГП с романтической традицией - и правильно делаешь. Однако, - как же правильна мысль о падении лестниц и замкнутом пространстве!!! Чудо юнгианского восприятия, - без никаких...
Rassda Нет. Ты говоришь вещи ОТЧАЯННО интересные, и нечего хохмить. Черт, я ЗАВАЛЕНА алхимической информацией, - пытаюсь писать Снейпа, и не знаю, где начать, где закончить... Ужас!
Teisha Абсолютно точно. И я НЕ СОБИРАЮСЬ бросать читателя. Я Снейпа со дня на день выложу... Rassda Не совсем... Скорее - Обри Бердслей и Уильям Моррис. Берн-Джонс опять же, Росетти...но в меньшей степени.
Итак. Северус Снейп с литературоведческой стороны. Персонаж, которому ОЧЕНЬ повезло попасть в нужное время и нужное место... Что удивляет нас СРАЗУ ЖЕ, когда мы сталкиваемся с Северусом Снейпом в каноническом тексте? Его явная "некрасивость". Землистая бледность, сальные волосы, резкая худоба, крючковатый нос... Как случилось, что именно ЭТОТ персонаж сериала стал своеобразным "интеллектуальным секс-символом канона"? Достаточно провести нехитрую параллель... "Профиль у него орлиный... на переносице почти срастаются низкие, очень широкие брови. Рот тверд и оставляет впечатление некоей свирепости...руки грубы - белые широкие ладони с толстыми пальцами." О ком речь? О совершенной "параллели" Северуса Снейпа в британском позднеготическом романтизме - графе Дракуле! Рассмотрим параллелизм этих образов чуть подробнее... И Северус, и Дракула изначально подаются в тексте, как блестящие интеллектуалы, изысканные и склонные к сарказму собеседники. И тот, и другой выступают носителями древней эзотерически-оккультной практики ("сатанистской" у Дракулы, алхимической у Снейпа (см. часть вторую статьи). Более того, - и тот и другой выступают противниками как "инициируемого героя" текста (Гарри, Джонатан Харкер), так и "героя-мага" старшего поколения, - с которым, впрочем, в отличие от "инициируемого героя", их отношения носят куда более "равноправный" характер (Снейп - Альбус, Дракула - Ван Хелсинг). При этом и в том, и в другом случае персонажи, увы, связаны неким "бондом"-договором с темным Властителем высшего эзотерического порядка - Дьяволом или Волдемортом, притом оба считают себя достаточно сильными, чтобы как-то "выкрутиться" из этой сделки... Идем дальше. Параллели продолжаются. И канонный Снейп, и канонный Дракула ненавидят и презирают женщин, - однако и тот, и другой "всегда готовы" пересмотреть свою позицию, если речь идет о женщине, отвечающей их ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ запросам (Лили - Мина), но и в этом случае они склонны обращаться с возлюбленными негативистически-жестко. Если копнуть чуть глубже, - по Леви-Строссу, - обнаруживается параллель и вовсе анекдотическая. Граф Дракула - господин и повелитель ВОЛКОВ, причем именно эти звери, согласно канону, питают к нему ПОДЛИННУЮ ЛЮБОВЬ и служат ему с редкостной верностью. Полагаю, сугубо очевидные ассоциации с Ремусом Люпином и его сугубо иррациональной, "животной" в своей покорности и жадности любви к Снейпу вполне излишни... Однако параллелизм образов "Снейп" - "Дракула" носит, помимо прочего, и еще более тонкий характер. Авторы, сами того не желая, снова и снова намекают нам в текстах, что в прошлом их персонажей скрывается некая "трагическая тайна". Ни у Ро, и у Стоукера мы, между прочим, так и не узнаем, ЧТО это за тайна, - однако поле для "домысливания-сублимации" уже подготовлено, и читателю остается лишь идти по проторенной автором дорожке... Наконец, - параллель последняя. "ТЬМА - ЧЕРНЫЕ ОДЕЖДЫ - ПОДЗЕМЕЛЬЯ". Глупо и сомневаться, сколь мощно эта совершенно языческая, восходящая к друидическому культу Смерти триада действует на человеческое подсознание, восходя, собственно, из области литературной к области "коллективного бессознательного". Впрочем, если мало и этого, в параллель Дракулы и Снейпа вступают еще и "сосуды" - дохристианские символы Вечного возрождения (впрочем, об этом - см. в части второй). Что же мы получаем в итоге? Классического "антигероя" британской викторианской готики - некрасивого, но блистательного интеллектуала, на равных общающегося и с силами Тьмы, и с силами Света, искушенного в оккультных искусствах, выбравшего эзотерической средой своего обитания "женскую" стихию Мрака, однако способного эротически и эмоционально подчинять себе носителей самого "мужского" из всех мужских архетипов - архетипа "волчьего", носителя неясной для читателя, но затрагивающей его подсознательно "трагической тайны", возводящей этот образ еще к классическому английскому романтизму! Таков Северус Снейп, собрат графа Дракулы, унаследовавший, как ни странно, и его "интеллектуальный эротизм", в коем присутствует много от эсхатологии и ничего - от биологии! О Северусе Снейпе с эзотерической, алхимической стороны - читайте дальше. Это не спойлер, - право, сил не выкладывать одновременно два разных текста...
Sidemoon, Вы уж простите старую зануду, но что означает выражение "землистая бледность"? Какой это цвет? Я несколько раз встречала это определение на форумах, рылась в словаре, но sallow - скорее желтоватый, а не черно-коричневый, (который в моем представлении соответствует определению "землистый"). Или я что-то не так понимаю? Теперь вопрос по-существу: может я ошибаюсь, но насколько помню "Дракулу" именно Стокера, сверхъествественной сексапильности там не наблюдалось. Сексопильность эту горстями насыпал уже Коппола в фильме. Пыталась вспоминать других "знакомых" вампиров и книжных и киношных (от Носферату - до Лесли Нильсена), конкретно сексопильны они, кажись, только у зануды Энн Райз и тоже во многом благодаря экранизации. И если свести Ваш умный и серьезный текст к выводу "Народу нравится Снейп, потому что Снейп похож на вампира" то я не согласна, т.к., упырь - по большей части просто страшный, а не страшно привлекательный. Тем более что ВСЕ перечисленные Вами вампирские "свойства" идеально подходят еще одному известному персонажу - Фролло священник из "Собора Парижской Богоматери"! Он ходит в черном, занимается алхимией, "обращаться с возлюбленными негативистически-жестко", жутко умный, властный и внешность тоже в тему. И тоже третирует центральный персонаж. Но никто, никто не любит беднягу, феномен фролломании истории не известен. А ведь тот же вампирский архетип. (это я к тому, что необъяснимая "притягательность" образа Снейпа, зарыта, имхо, где-то в другом месте)
Ыш P.S. Хотя, я тут вспомнила, как героиня Дж. Остен говорила, что мужчина, примероно этого возраста уже должен искать не жену, а сиделку. Подозреваю, что Эсмеральда с ней бы согласилась!
Lida Вообще-то "землистая" бледность - это бледность не желтоватая, а зеленовато-оливковая. С похмелья такая бывает, знаете... Что же до Дракулы и его сексапильности - нет, дракуломания началась ЗАДОЛГО до выхода фильма Копполы, еще на заре прошлого века. А сколько фан-клубов было у Бориса Карлоффа, Лона Чейни, Кристофера Ли, - это уму непостижимо. Идиотизм же ситуации заключается именно в том, что СОВЕРШЕННО лишенный сексуальной привлекательности у автора граф (как и наш Снейп), ОБРЕЛ эту сексуальную привлекательность уже в ЧИТАТЕЛЬСКОМ воображении - на стыке веков. Собственно, именно это я и пыталась сказать, - что Сев наш, как ни парадоксально, является совершенным образцом "викторианского романтизма"...
Все даты в формате GMT
3 час. Хитов сегодня: 26
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет